Мой

MyDiving

Форум о дайвинге
 
 FAQ   Поиск   Пользователи   Группы  Альбом   Регистрация 
 Профиль   Войти и проверить личные сообщения   Вход 

Список форумов MyDiving -> Wreck diving Погружения на затонувшие объекты

TOP 40 лучших мест для Wreck Diving
На страницу 1, 2  След.

Начать новую тему   Ответить на тему
  Автор    Thread
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
TOP 40 лучших мест для Wreck Diving

Полистав английский журнал Diver я решил создать рейтинг-каталог самых интересных мест для погружений на затопленные исуственные объекты, включая корабли, самолеты, танки, подводные лодки
и распределить его по странам, благо времени достаточно, полно собственных фоток и моя информация будет постоянно пополняться новыми схемами и изображениями.
_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Чт Сен 11, 2008 9:44 am 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
admin
Skameiker


Зарегистрирован: 15.04.2008
Сообщения: 759


 Ответить с цитатой  
TOP 40 лучших мест для Wreck Diving

И так, английский журнал DIVER
Я сам естественно много где еще не был но ...

1.ФРАНЦИЯ
Kleber 7730 тонный француззкий круизер. Естествено не Тойота. Был построен в 1902 году и благополучно утоп под Брестом, к моему ужасу не в Белоруссии на глубине 45. Французы рассказывают что на судне есть ... орудия... на круизере-то, шикарные машинные отделения. Громадина то серьёзная. И это wreck № 1 во Франции. А я то думал что подводная лодка в Сан-Тропе.






2.TENERIFE (Испания)
Westburn это немецкое комерческое судно протаранненное по ошибке британским круизером Sutley в бухте Санта Круз.









3. ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ
SS Exelent
Английсий военный корабль вышел в 1888 году из порта и решил невернуться.
Лежит на глубине 25-28 метров. Водоизмещение 1600 тонн.





4.ИСПАНИЯ
Sirio. Итальянский пассажирский лайнер был построен в Глазго в 1883 году а в августе 1906 года решил утопить своих пассажиров у Bajo de Fuera у Cabo de Palos в Испании. В результате паники мало кто из пассажиров спасся. Зато
кое кто по фамилии ... Кусто нашел судно на глубине 50 м. Неужели не замерз?



Второй корабль называется Francisquita и находится у берегов испанского острова Менорка. Небольшой корабль ушел под воду в 1952 году и залег на 49 метровой глбине.







5.МОЛТА у нас почему то Мальтой зовут.
Xlendi Между Мальтой и Гозо на глубине 50 метров решил затонуть 260 футовый
кораблик. Считается самым красивым реком в тех местах. Надстройки доступны на 35 метрах.






6. КИПР
Zenobia
Это судно усремилось до у порта Лимассол благодаря стараниям двоечника-оператора балластных систем. Шведский паром кувыркнулся на глубину 42 метра полностью груженый грузовкам МАN и прочим скарбом.
http://www.youtube.com/watch?v=uXd6N_lRejc
Надстройки доступны а глубине 15 метров. Чудо случилось в 1980 году.









Сообщение Пт Сен 12, 2008 9:46 am 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
Британик. Греция Britannic

Корабль- родной брат Титаника. Только построенный в 1914 году лайнер в ноябре 1916 года ушел на глубину 120 метов.

_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 14, 2008 12:37 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
8 Produce ЮАР South Africa

Cамый большой рек в ЮАР. Огромный 390 футовый пассажрский корабль ушел на глубину 33 метра и верхние его части доступны уже на 16 метрах глубины. Очень часты сильные течения на судне.

_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 14, 2008 12:41 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
9 Umbria Судан Sudan

Любимый wreck Кусто. Во время войны с Англией итальянский карго со снарядами ушел под воду в 1940 году недалеко от Порт Судан.

_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 14, 2008 12:44 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
10 Thistlegorm Египет Egypt

Главный wreck но Красном Море в Египетской части.
6 октября 1941 года ушел на дно английский транспорт "Чертополох", потопленный немецкими топедоносцами Ю-88. Автор сайта был одним из первых дайверов, погружавшихся на данный корабль в 1998 году после открытия корабля для погружений.

_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 14, 2008 12:49 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
11 Conch Шри Ланка Sri Lanka

В июне 1903 года в Шри Ланке затонул 3555 тонный танкер, шедший из Новороссийска в Мадрас, минуя Коломбо. На глубине 20 метров корабль находится чуть севернее местечка Hikkaduwa.

_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 14, 2008 3:43 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
12 King Kruiser Тайланд Thailand

4 мая 1997 года по пути с острова PiPi на остров Phuket перевернулся 3000 тонный круизный корабль. Место крушения называется Анемоновый Риф.На сегодня это один из самых красивых рифов Тайланда.

_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 14, 2008 3:47 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
13 HMS REPILSE и линкор PRINCE OF WALES. Малайзия Malasia

Прощай восточные британские колонии!

Знаковое место для погружений в этой стране, патрульный крейсер королевких ВМС Великобритании Repilse водоизмещением 32 000 тонн и линкор Prince of Wales, 43 786 тонн, были потоплен японской авиацией, на третий день после операции в Перл Харбор, 10 сентября 1941 года в войне за Малайские воды без единого артиллерийского выстрела с японских кораблей. Погрузиться на эти корабли можно, но потрогать нельзя, потому что суда охраняются английским законодательством. Интересно как?



Линейный корабль Prince of Wales
Постоен: 29 July 1936
Строитель: Cammell Laird and Company, Ltd., Birkenhead
Спуск на воду: 1 January 1937
Потоплен: 10 December 1941 by Japanese air attack off Kuantan, South China Sea
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение: 43,786 Tons (deep)
Длинна: 745 ft 1 in (227.1 m) (overall)
По ватерлинии740 ft 1 in (225.6 m) (waterline)
Ширина: 112 ft 5 in (34.3 m) (max)
Двигатели: 8 Admiralty three-drum small-tube boilers with superheaters
4 турбины Парсона... Круче на тот момент моторов не было.
4 трехлопастных пропеллера, in diameter (4.42 m)
Скорость: 28.0 knots (1941 trials)Achieved 29.1 knots in service
Дальность: 3,100 nmi (5,740 km) at 27 knots (50 km/h) knots
14,400 nmi (26,670 km) at 10 knots (19 km/h) knots
Экипаж: 1,521
Вооружение:
(1941):
10 × 14 in/45 cal. (356 mm/45 cal.)(2 × 4, 1 × 2) mk VII
16 × 5.25 in/50 cal. (133 mm/50 cal.) dual purpose (8 × 2)
48 2 pdr (1.5 in) AA (40 mm) (6 × Cool
1 40 mm AA
8 20 mm AA (8 × 1)
Броня: Main belt: 14.7 in (374 mm)
lower belt: 5.4 in (137 mm)
deck: up to 5.38 in (136 mm)
main turrets: 12.75 in (324 mm)
barbettes: 12.75 in (324 mm).
Самолеты: 4 Supermarine Walrus seaplanes, 1 double-ended catapult


Линейные корабли типа “King George V” представляли собой первый тип современных линкоров, которые были построены после десятилетнего перерыва. Они были спроектированы с учетом ограничений, налагаемых Лондонской конференцией. Это оказало влияние на их размер и на калибр бортовой артиллерии – она не должна была превышать 356 мм. В отличие от других стран британские конструкторы учитывали ограничения договора не только на бумаге. Но как бы там ни было, пять линейных кораблей, которые были построены и спущены на воду в 1940-1942 годах, оказались весьма удачной серией, ничем не уступающей кораблям с большим водоизмещением.

“Prince of Wales”, представляющий собой второй корабль серии, вошел в строй 3 мая 1941 года, что было вызвано, скорее необходимостью, чем его готовностью. Экипаж не имел достаточной подготовки, да и многие механизмы еще не были доведены до ума. Но во время войны многие решения принимаются исходя из странных предпосылок, и для кого-то необдуманные решения оканчиваются весьма плохо. В данном случае не повезло линкору.

24 мая “Prince of Wales” вместе с линкором “Hood” направился на поиск немецкого отряда, состоящего из линкора «Bismark» и «Prince Eugene». Результатом стал известный поединок, закончившийся гибелью линкора “Hood”. Но оставшийся английский линкор продолжает схватку, три раза попадая в “Bismarck”. Одно из этих попаданий приводит к пробоинам в носовых топливных баках, что, в конце концов, позволило проследить путь “Bismarck”-а и потопить его.


После окончания ремонта корабль совершает престижный поход в Новую Зеландию с Черчиллем на борту. В ноябре, по мере усложнения ситуации на Дальнем Востоке, линкор направляется в Сингапур. Вместе с линейным крейсером “Repulse”

он образует группу “Force Z”, которая должна служить «страшилкой» для Японии на случай развязывания ею боевых действий.

Однако японцы не испугались «козьей морды» и 7 декабря 1941 года послали на дно пять американских линкоров в Пёрл-Харбор. Одновременно были начаты и боевые действия в районе Малайского полуострова. 10 декабря “Force Z”, уверенная в своей мощи, вышла в море, чтобы уничтожить японский десант, высаживающийся на берег. То, что случилось дальше, стало началом конца господства Великобритании на Дальнем Востоке. Если разгром в Пирл-Харборе пытались списать на фактор внезапности, невозможность маневра дл тяжелых кораблей, стоящих в бухте и т.д., то в данном случае японские самолеты утопили два быстрых современных линкора, имевших неограниченные возможности маневра.

Исполнителями приговора стали бомбардировщики трех авиационных корпусов перед которыми была поставлена четкая задача – найти британские корабли в море и потопить их. Конечно, для охраны десанта были выделены линкоры «Kongo» и «Haruna», однако японцы, зная об успехах англичан в Северной Атлантике, старались не допустить морского сражения. В результате, в течение двух часов “Prince of Wales” получил шесть попаданий торпедами и два – бомбами, после чего пошел на дно вместе с командующим группой “Force Z” адмиралом Филипсом и командиром корабля командором Личем.
_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!


Последний раз редактировалось: black jack (Вс Сен 14, 2008 4:07 pm), всего редактировалось 1 раз

Сообщение Вс Сен 14, 2008 4:05 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
14 B-17 Black Jack bomber Новая Гвинея


Американский бомбардировщик B-17 "Летающая крепость" покотся на глубине 40 метров у побережья Папуа Новой Гвинеи. Был сбит японцами при отражении авиа-атак на японскую базу Рабаул в Коралловом Море 1943 году. Место падения называется Milne Bay, самолет Black Jack под управлением командира МакКулара совершил несколько успешных вылетов и стал легендой в войне над Тихим Океаном и легендой американских ВВС.
Самолет участвовал в бою с 5 японскими судами, потопил японский миноносец Hayashio. После боя поврежденный самолет попал в грозу и попытался приводниться на мелководье у острова Goodenough на счастье дайверов.

Рядом аквалангисты нашли еще один самолет P-38 Lighting.


http://www.youtube.com/watch?v=SJ-hWlSv1pU





Поездка сюда понырять запланирована на 10 окября 2009года.



КАРТА ПОСЛЕДНЕГО ПОЛЕТА


_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 14, 2008 4:06 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
admin
Skameiker


Зарегистрирован: 15.04.2008
Сообщения: 759


 Ответить с цитатой  
15 Hirokawa Maru. Соломоновы острова.

Японский грузовой корабль Hirokawa Maru был построен в 1940, вернуся из похода в составе конвоя на Гуадал Канал, был расстрелян и потоплен торпедой 14 ноября 1942 году американской подводной лодкой рядом с портом и находится на склоне рифа на глубине от 5 до 55 метров у самого пляжа Bonegi.

Водоизмещение 6,872 тонн. Скорость до 21 узла.






Поездка дайверов в район событий планируется 7 октября 2009 года

Сообщение Чт Сен 18, 2008 5:39 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
16 New York / Rochester Филиппины Philippenes

Военный кораблю Нью Йорк?/Рочестер был потоплен японским флотом в декабре 1941 года. Находится на глубине 18-27 метров. Subic Bay. Филиппины.
Год постройки 1881. Легендарный корабль принимал участие в первой мировой войне.







_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Сб Сен 20, 2008 1:56 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
17 Yongala Австралия Australia

Во время налета мощного урагана судно Yongala ушло под воду в 1911 году у берегов Таунсилля. Но только в 1958 году корабль был итендифиирован.
Cчитается самым красивым реком Австралии.











_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 21, 2008 11:34 am 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
18 Теплоход "Михаил Лермонтов" New Zealand

Как забрался в такое забытое богом место 20 000 тонный срветский круизный корабль. На риф судно ухитрилось налететь в расцвет перестройки в теперь уже далеком 1986 году у знакового места Port Gore на глубине 40 метров.
Капитан наверное долго выбирал место.

Теплоход «Михаил Лермонтов»



Владелец – Балтийское морское пароходство. Порт приписки – Ленинград. Был построен в 1972 году в ГДР. Водоизмещение – 18,82 тыс. тонн. Длина – 176 м, ширина – 23,6 м. Пять пассажирских палуб, соединенных лифтами, 239 комфортабельных кают на 550 мест. Пять баров, ресторан, кинотеатр, музыкальный салон, казино, бассейн, спортзал с теннисным кортом, салон красоты, магазины, библиотека, зимний сад с экзотическими птицами. Салоны были оформлены по кавказским мотивам поэм Лермонтова. После реконструкции, произведенной в 1982 году и оцененной в 11 млн. фунтов стерлингов, «Михаил Лермонтов» был зафрахтован английской туристической компанией Charter Travel Co. Ltd (СТС) и выполнял европейские и кругосветные круизы.




Флагман Балтийского морского пароходства до сих пор лежит у берегов Новой Зеландии.


Конец февраля далекого 1986 года запомнился людям знаменитым съездом КПСС и заявлениями Михаила Горбачева о начале перестройки. Но мало кто слышал о том, что за 9 дней до знаменательной даты у берегов Новой Зеландии затонул гигантский пассажирский лайнер «Михаил Лермонтов», принадлежавший Балтийскому морскому пароходству. По сей день он лежит на 30-метровой глубине. На покрытой водорослями корме запросто можно прочесть порт приписки – Ленинград. Затонувший лайнер постоянно посещают как обычные мародеры с аквалангами, так и туристы-дайверы.



Каждый год в конце февраля десятки людей собираются у маленькой могильной плиты на Серафимовском кладбище. На сером камне выбита памятная надпись о Павле Заглядимове. Механик Заглядимов оказался единственной жертвой страшной катастрофы. Несмотря на длительные поиски, его тело так и не было обнаружено. Небольшое надгробие – все, что напоминает о драме, разыгравшейся в Тихом океане 22 года назад.



Сергей Божко оказался на «Михаиле Лермонтове» благодаря умению играть на русских народных инструментах. Сначала выпускник мореходного училища попал в корабельную прачечную, а затем стал барменом.

– В разгар «холодной войны» к русским морякам на Западе относились настороженно, – рассказывает Сергей Николаевич. – Именно поэтому команда на «Михаил Лермонтов» подбиралась особенная. Практически каждый член экипажа мог выступать не хуже профессиональных артистов. Мы готовили программы для иностранных туристов. Пытались, так сказать, растопить холод враждебности и недоверия песней и пляской. Самое интересное, что это у нас получалось! Желающие отправиться в круиз на теплоходе «Михаил Лермонтов» буквально в очередь выстраивались.

Праздник жизни на теплоходе «Михаил Лермонтов» продолжался до февраля 1986 года. По словам Сергея Божко, той зимой судно работало у берегов Австралии и Новой Зеландии. В очередное плавание флагман БМП отправился 16 февраля из новозеландского порта Пиктон. В тот день на борт поднялись 408 пассажиров – по большей части пожилые люди. Экипаж «Михаила Лермонтова» на тот момент составлял 330 человек. Точно по расписанию, в 15.00, лайнер отошел от причала.

Прибрежная полоса в тех местах была достаточно опасной. Именно поэтому на борту оказался местный лоцман – Дон Джемисон. По заключениям как австралийской, так и советской комиссий, именно он стал официальным виновником разыгравшейся трагедии.

По традиции первый день путешествия на лайнере начинался с так называемого капитанского коктейля. Все пассажиры приглашались в просторный музыкальный салон, где их приветствовали капитан и его помощники. Спиртные напитки при этом разливались без ограничений. Позже Джемисон неоднократно признавался на допросах, что выпил два стакана водки и кружку пива.




После такого коктейля лоцман заступил на вахту. Согласовав наиболее безопасный курс с капитаном, Джемисон принял командование судном на себя. Советские моряки не усомнились в его опыте и знаниях, а зря.

Увеличив скорость теплохода, лоцман фактически направил его на скалы в узком проливе. Старшему штурману Степанищеву, также находившемуся на мостике, Джемисон сказал, что сделал это, дабы пассажиры могли разглядеть красивые скалы. Через несколько минут, в 17.38, «Михаил Лермонтов» дважды ударился о подводные камни.



В это самое время в музыкальном салоне пассажиры дожидались ужина и смотрели выступления с русскими плясками. Сильнейший удар, потрясший судно, ощутили все. Лайнер получил огромную пробоину в носовой части. Рефрижераторное отделение, в котором находился механик Павел Заглядимов, залило практически мгновенно. От удара пострадала и огромная емкость с отходами – фекальное отделение. Нечистоты хлынули в спортзал и пассажирские каюты. К счастью, большая часть туристов находилась на верхних палубах.

На момент столкновения водонепроницаемые двери на судне были открыты. Пять минут вода свободно заливала нижние отсеки. Когда капитан отдал приказ закрыть двери, речь о спасении судна уже не шла. Чтобы обезопасить пассажиров, моряки решили выбросить лайнер на мель. С большим креном «Михаил Лермонтов» двинулся к берегу, однако когда до него оставалось меньше мили, двигатели остановились: к этому моменту вода дошла до главного электрораспределительного щита. На судне в срочном порядке началась эвакуация.

То, что творилось, весьма напоминало кадры из «Титаника» Джеймса Кэмерона. Старики не могли самостоятельно передвигаться по мокрым палубам накренившегося теплохода. Некоторых приходилось выводить на палубы едва ли не силой: со столов в музыкальном салоне уже сыпалась посуда, а старики сидели в креслах, смирившись с собственной участью. Впрочем, команде и пассажирам «Михаила Лермонтова» повезло куда больше, чем тем, кто находился на борту «Титаника». Шлюпок хватало на всех, ни один человек не оказался в холодной воде. На сигнал бедствия сразу откликнулись танкер-газовоз «Тарихико» и паром «Арахура». В 22.40 «Михаил Лермонтов» затонул на глубине 33 метров с креном 85 градусов на правый борт.







…Несколько месяцев одна из мачт «Михаила Лермонтова» торчала из воды в проливе Кука, словно рука просящего о помощи. Подъем дорогостоящего судна был вполне осуществим, однако в СССР началась перестройка, и людям стало не до кораблей, утонувших в другом полушарии. Практически сразу до советского лайнера добрались местные дайверы. Из баков было скачано горючее, а затем, как и с «Титаника», был поднят сейф, в котором хранились драгоценности пассажиров. Золото и бриллианты вернулись к своим хозяевам, в Ленинград же отправился судовой колокол, срезанный аквалангистами. Рында оказалась единственным предметом, вернувшимся в город на Неве с «Михаила Лермонтова». Длительное время она хранилась в музее БМП. Роскошный же лайнер, лежащий у берега на небольшой глубине, принялись грабить все кому не лень.

Судьба, впрочем, жестоко наказывает мародеров. За прошедшее время у «Михаила Лермонтова» погибли трое аквалангистов. Тела двух из них так никто и не нашел. Как и нашему земляку, могилой людям, для которых нет ничего святого, стало море.

[/url

Шестнадцатого февраля 1986 года при странном стечении обстоятельств у берегов Новой Зеландии затонул флагман советского пассажирского флота, круизный лайнер «Михаил Лермонтов». Он не только превосходил по размерам затонувший в том же году «Адмирал Нахимов», но и значительно опережал его по уровню технической оснащенности и комфорта. Гибель судна и связанные с нею международные судебные разбирательства почти не освещались ни в советское, ни в постсоветское время. Это можно объяснить сразу несколькими причинами. Во-первых, небольшое количество жертв: при крушении погиб только один человек. Во-вторых, катастрофа произошла далеко за пределами страны, и на борту лайнера отдыхали только иностранные туристы. В-третьих, 25 февраля 1986 года в Москве открывался ХХVII съезд КПСС, и столь серьезное ЧП в его подготовку никак не вписывалось.

Материалы предварительного следствия, проведенного новозеландским министерством транспорта, а также протокол урегулирования судебного процесса по иску о потере теплохода «Михаил Лермонтов» дают основание предположить, что у советских чиновников были свои причины для замалчивания обстоятельств гибели лайнера.



Полный вперед на камни!

6 февраля 1986 года теплоход вышел из австралийского порта Сидней и отправился в круиз вокруг Новой Зеландии. Посетив несколько портов острова Северный, 15 февраля он прибыл в столицу Новой Зеландии – Веллингтон. Дальнейший маршрут пролегал по шхерам острова Южный. Выйдя ночью из столичного порта, «Лермонтов» пересек пролив Кука и 16 февраля в 8.00 прибыл в Пиктон, расположенный в проливе Куин-Шарлотт. Это крупнейший среди Мальбороских проливов, изрезавших северную часть Южного острова Новой Зеландии.

На борту находились 330 членов экипажа и 408 пассажиров, из которых 327 человек были австралийскими туристами. Подавляющее большинство пассажиров составляли пожилые люди.

Переход из Веллингтона в Пиктон контролировал капитан Дон Джеймисон – начальник Мальбороской акватории и старший лоцман. Круиз продолжался с этим же опытнейшим лоцманом, прекрасно знающим акваторию Новой Зеландии и проведшим здесь годом ранее однотипный теплоход «Александр Пушкин».

[url=http://www.postimage.org/image.php?v=gx1IlRgi]


В 15.00 16 февраля «Михаил Лермонтов» вышел из Пиктона и взял курс на западное побережье острова. Пройдя проливом, судно должно было обогнуть мыс Джексон.
16.00 – на вахту заступили старший штурман Сергей Степанищев, второй помощник капитана Сергей Гусев, рулевой и впередсмотрящий матрос. Шел небольшой дождь. По предложению лоцмана теплоход увеличил скорость до 15 узлов (около 28 км/час). При этом он двигался близко к берегу.

16.30 – проложив курс в обход мыса, капитан Владислав Воробьев покинул мостик, предупредив лоцмана, что вместо него остается старший штурман. При подходе к мысу Джексон лоцман неожиданно изменил оговоренный курс и направил теплоход в узкий пролив между мысом и скалистой отмелью с расположенным на ней маяком. Старший штурман не отменил команду лоцмана, лишь спросив его: «Капитан, почему вы ведете нас так близко?» Второй помощник предупредил, что очень близко видит белые буруны. Лоцман Джеймисон успокоил офицеров, сказав, что «воды в этом месте достаточно».

17.38 – «Михаил Лермонтов» ударился о подводные камни. Капитан Воробьев и большая часть офицерского состава устремились на мостик.




«Михаил Лермонтов» на рейде

Вспоминает официант Валерий Воронов: «В отличие от автомобильной аварии, когда удар длится одно мгновение, в тот раз воздействие ощущалось в течение нескольких секунд. Скорость была не очень большой. Будто ехал в машине по гладкой дороге, а потом выскочил на обочину и протрясся метров двести. Как раз в это время пробило фекальное отделение, и все это пошло в спортзал. Оттуда люди выскакивали в грязных простынях. Это было ужасно. Пробоина была очень большой, и произошло все моментально».
Вспоминает туристка из Австралии Джоан Норма Диллон: «Во время столкновения я принимала душ у себя в каюте, а моя дочь отдыхала на кровати. Удар отбросил меня к противоположной стене ванной, и я услышала очень громкий глухой скрежет. После этого мы с дочерью пошли в зал, где шло представление с народными плясками и дегустацией российских вин. Немного позже директор круиза при помощи системы оповещения сообщил о возникновении некоторой проблемы и велел ожидать следующего объявления. Мы пошли в каюту, где я на всякий случай упаковала некоторые вещи, и затем вернулись в зал. На обратном пути мы заметили, что судно начало крениться, а низ лестничного проема заполнялся водой».

Вспоминает стюардесса Людмила Шатилова: «В ожидании ужина пассажиры наблюдали в музыкальном салоне русские пляски. Сильный толчок нарушил танец. Однако корабельная жизнь продолжала идти своим чередом еще около получаса, после чего была объявлена тревога, и персонал собрали в столовой экипажа. Первый помощник капитана сказал, что теплоход напоролся на рифы, но причин для беспокойства нет, поскольку суда такого класса непотопляемы. На всякий случай он посоветовал надеть спасательные жилеты и ждать дальнейших указаний. Было объявлено, что обед задержится на час».

17.43 – капитан приказал закрыть водонепроницаемые двери между отсеками.

18.01 – «Радио Веллингтона» приняло сигнал бедствия. Танкер «Тарихико», находившийся в 17 морских милях от места событий, поспешил на помощь.


Теплоход с пробоиной вошел в залив Порт-Гор

18.04 – для спасения судна капитан решил посадить его на мель. После ряда маневров «Лермонтов» стал входить в залив Порт-Гор.
18.20 – вода просачивается во вспомогательное машинное отделение.

19.00 – вода начала поступать в помещение главного распределительного щита. Крен достиг 12°. Капитан дал команду «полный вперед».

19.13 – главный распределительный щит обесточился, насосы остановились, двигатели отключились.

19.32 – экипаж покинул машинное отделение.

19.41 – теплоход увидели с «Тарихико» и сообщили «Радио Веллингтона» о необходимости помощи силами всех находящихся поблизости судов.


Пассажиры тонущего судна весело примеряют спасательные жилеты



19.54 – капитан Воробьев запросил буксир для транспортировки судна (ближайший буксир был в пяти часах хода от места аварии) и информировал «Тарихико», что не нуждается в его спасательных шлюпках.
20.19 – помощь все же была запрошена.

«В экстремальной ситуации стюардессы должны собрать пассажиров подшефных кают, помочь им надеть спасательные жилеты и сопроводить к месту эвакуации, – говорит Людмила Шатилова. – Соответствующий инструктаж и учения проводились в начале каждого рейса, поэтому, наверное, пассажиры долго не осознавали серьезности ситуации. Повсюду можно было видеть веселые лица туристов, фотографирующих друг друга в экстравагантной амуниции – оранжевых спасательных жилетах. Чтобы пассажиры не видели затопленные водой нижние палубы, лестничные проемы были срочно затянуты брезентом».

«После очередного объявления мы с дочерью пошли к месту сбора, – вспоминает миссис Диллон. – Через некоторое время стюардесса повела нашу группу коридорами и лестницами, ведущими вверх и вниз. Мы несколько раз переходили из одной части корабля в другую, пока не добрались до двери на палубу. У стены перед дверью мы буквально повисли на деревянных поручнях и долго оставались в таком положении. В конце концов нам дали команду подниматься к дверному проему».

Ридикюли в воду


Члены экипажа лайнера. В центре – стюардесса Людмила Шатилова.

«Несмотря на все усилия экипажа паники избежать не удалось, – продолжает Людмила Шатилова. – По мере того как крен на правый борт увеличивался, все находящиеся на теплоходе осознали, что «Лермонтов» тонет. У многих стали сдавать нервы. И без того непростой подъем к краю наклонной палубы осложнялся с каждой минутой, поскольку крен увеличивался, а палуба намокла от дождя. Стариков буквально толкали вверх к борту, где был закреплен штормтрап. У ничего не понимающих пожилых дам приходилось вырывать сумочки, чтобы освободить их руки для спуска по веревочной лестнице. Жизнь была дороже, поэтому вслед летевшим на палубу и в воду ридикюлям никто даже не смотрел».
«Мы должны были подниматься к поручням, держась за канат, – продолжает миссис Диллон. – Было очень трудно стоять, даже когда ноги не скользили. Возле нас были два члена экипажа, помогавших перебраться через борт и спуститься на штормтрап. Один из них стянул с моих плеч две сумки и бросил их за борт. Мы должны были развернуться и спускаться по штормтрапу, нащупывая ногами ступеньки лестницы. Добравшись до конца веревочной лестницы, я упала из-за того, что трап не доставал до поверхности спасательного судна».

«Внизу под трапом стоял катер, – вспоминает Людмила Шатилова. – Надувные плоты, которые, как потом писали советские газеты, «все были на воде и приняли часть пассажиров и экипажа», при попадании в воду почему-то не раскрывались... Из-за большого крена нижний конец трапа более чем на два метра возвышался над спасательным катером. Чтобы помочь спускавшимся сесть в катер, ребята из экипажа стали друг другу на плечи. К чести пассажиров, все они спускались по трапу самостоятельно».

«Чтобы удостовериться, что на корабле никого не осталось, – вспоминает Валерий Воронов, – я должен был осмотреть все магазины до музыкального салона, ресторан, камбуз до самого носа. У судна уже был большой крен, нос начал погружаться. Я побежал к носу и увидел жуткую картину: абсолютная тишина, горит мерцающий свет. Спустился ближе к ресторану – там тоже тишина. Со столов все уже посыпалось. На камбузе горячее стояло на плите. Как в фильмах ужасов. Один из мотористов при осмотре помещений нашел спящего человека, который в момент аварии нес вахту в машинном отделении. После вахты он пошел в душ. Уверенность в непотопляемости судна была настолько сильной, что человек совершенно спокойно помылся в душе, лег в постель и заснул. И спал практически до последней минуты, пока его не растолкали и не вывели».


«Лермонтов» кренится на правый борт

22 февраля 1986 года «Комсомольская правда» упоминала отважного моряка Ивана Данилкина, сломавшего руку при эвакуации пассажиров. Этот эпизод вспоминает корабельный бармен Олег Голебцов. «Это было не совсем так, Ваня не пассажиров спасал... Когда прозвучало сообщение о высадке, было уже темно и холодно. На нас были одеты лишь вещи, в которых мы были в момент объявления тревоги, а ночевать предполагалось на пустынном берегу. Вот мы и решили взять с собой чего-нибудь горячительного. Пошли вдоль борта по уже темному кораблю, дошли до моего бара, но не смогли открыть дверь. Ее уже перекосило, и нам пришлось идти в бар музыкального салона. Там мы разбили витрину и набрали полную сумку коньяка, бальзама... Сумку вручили Ване Данилкину, предупредив, что он отвечает за нее головой. Покидая корабль, Ваня поскользнулся и упал, зацепившись рукой за трап. Подхвативший его пассажирский помощник уговаривал Ваню бросить сумку, на что тот отвечал, что ему не велено...»



Вспоминает официантка Ольга Климова: «Наша шлюпка застряла при спуске. Мы болтались, словно между небом и землей. Вот это было страшно. Моим первым желанием было прыгнуть вниз. Нервы сдавали, но мне удалось взять себя в руки. Потом все поехало, нас спустили и поставили на воду. Мы отчалили от парохода, и нас взяло на борт пассажирское судно. Мы еще были в шлюпке, когда уходил в воду пароход. Это было на моих глазах. Это на самом деле был ужас».

«Пока мы занимались эвакуацией пассажиров, на страх не оставалось времени, – вспоминает Людмила Шатилова. – По-настоящему стало страшно, когда у трапа остались несколько членов экипажа, а внутри накренившегося судна послышался сильный удар и шум прибывающей воды. Находившийся рядом моторист сказал, что сорвались с креплений двигатели. Попрощавшись с товарищами, я пережила мгновения, когда в голове проносится вся прожитая жизнь. Мне довелось еще раз испытать такое состояние много лет спустя во время просмотра кинофильма «Титаник».





20.59 – танкер принял на борт около ста пассажиров.


На помощь гибнущему судну спешат рыбацкие суда

21.35 – после перехода из Пиктона к месту аварии подошел курсирующий через пролив Кука паром «Арахура».
22.07 – с парома заметили первую шлюпку.

22.15 – крен на правый борт составлял 40°. В поле зрения появлялись все новые шлюпки.

22.40 – «Михаил Лермонтов» затонул на глубине 33 метров с креном 85° на правый борт.

На «Тарихико» были подняты 356 человек. Недосчитались лишь инженера рефрижераторных установок Павла Заглядимова, погибшего на своем рабочем месте в отсеке, затопленном сразу после столкновения.


Пожилой пассажирке помогают подняться на палубу парома «Арахура»

«Тарихико» и «Арахура» взяли курс на Веллингтон, где спасательный координационный центр при поддержке полицейского управления, министерства транспорта, воинских, медицинских и гражданских служб готовился к приему пассажиров и команды затонувшего лайнера в помещении международного пассажирского терминала.
Пропавший проводник

18 февраля, через два дня после аварии, министерство транспорта Новой Зеландии начало закрытое предварительное следствие по делу о крушении «Михаила Лермонтова». Предстояло найти ответы на два основных вопроса: почему судно ударилось о скалы и почему оно затонуло.

Вспоминает дежуривший в ночь крушения в центральном полицейском участке Веллингтона инспектор Оуэн Денс. «Лоцман Дон Джеймисон исчез сразу после того, как «Арахура» пристала к берегу. Мы долго не знали, где его искать. На борту парома Джеймисон находился под присмотром советских офицеров. Официально он не был под арестом, его лишь сопровождали советские офицеры. Но как только судно прибыло в Веллингтон, Джеймисон покинул корабль незамеченным. Я слышал версию, что он бежал через туалет в капитанской каюте. В туалете были две двери, о чем советские офицеры даже не догадывались».

Джеймисон появился уже в ходе следствия, дав показания. Его вина в столкновении бесспорна. Однако международное морское право не предусматривает административной ответственности лоцмана за судно. За него несет ответственность капитан или член экипажа, которому было доверено управление. Замещавший капитана старший штурман Степанищев был вправе отменить команду лоцмана и продолжать следовать курсом, проложенным капитаном.


Последние минуты перед затоплением

Джеймисон был одним из трех новозеландских лоцманов, имевших патент на проводку больших кораблей водными путями Фьордленда, и высоко котировался в Мальбороских проливах. Этот несомненно грамотный специалист в момент выхода лайнера из пролива принял неожиданное решение провести «Михаил Лермонтов» через узкий проход между мысом Джексона и каменистой отмелью. Почему было принято такое решение, по сей день остается тайной. Никто не может понять, как лоцман мог направить судно на скалы у самого входа в порт, капитаном которого он был. На предварительном следствии он заявил, что решение о повороте возникло спонтанно, и единственным объяснением, прозвучавшим из уст Джеймисона, была фраза о том, что он «хотел дать пассажирам возможность взглянуть поближе» на мыс Джексон и его маяк с северной стороны входа в пролив.
В показаниях предварительному следствию Джеймисон сознался, что на приеме в порту Пиктон, устроенном советскими моряками, он выпил «две водки и пиво». О количестве выпитого лоцманом можно судить только с его слов, а у него, вероятнее всего, была причина приуменьшить это количество. Международные же нормы мореплавания запрещают допуск к работе лоцмана, принявшего любую дозу алкоголя.





В портовых пабах вскоре после крушения «Лермонтова» появилась шутка. На вопрос: «Какая водка нравится Джеймисону?» следовало отвечать: «Водка на камнях». Так в Новой Зеландии называется водка со льдом.

Сославшись на плохое самочувствие, Джеймисон добровольно сдал лоцманскую и каботажную навигационные лицензии, оставив при себе диплом корабельного капитана британского министерства торговли. Таким образом лоцман оградил себя от лишения лицензий в судебном порядке и потому в любое время мог требовать их возвращения. За этим последовало его списание на берег. Виновник крушения категорически отказывался дать интервью или сделать публичное заявление. Несколькими годами позже Джеймисон утверждал, что поправил здоровье, и просил восстановления лицензий. Лицензии были ему возвращены, и сейчас он является капитаном маленького судна с названием «Стрейтсман», которое перевозит домашний скот между Веллингтоном и Пиктоном. Человек, по вине которого Новую Зеландию в течение пяти лет не посещали круизные суда, в результате чего страна потеряла миллионы долларов, опять служит во флоте.



Следствие ведет КГБ


Положение лайнера на дне

Одной из вероятных причин крушения советская сторона считала диверсию. Основной капитан теплохода Арам Оганов на вопрос о возможности такого сценария сказал следующее: «Я не могу это утверждать, но мы очень мешали иностранным компаниям. Будучи капитаном, я получал письменные и устные угрозы, неоднократно с судном случались инциденты. Однажды, когда мы стояли в порту Сан-Франциско, я получил известие, что «Михаил Лермонтов» заминирован. Надо признать, командование американской военно-морской базы отреагировало мгновенно – водолазы нашли прикрепленную на днище магнитную мину. Правда, без взрывателя. История получилась шумная. Думаю, западным конкурентам было необходимо посеять панику среди потенциальных пассажиров лайнера. В другой раз нас вынудили уйти с одной из международных линий, угрожая взорвать «Михаил Лермонтов». Мы стали работать на Австралию, но снова пересеклись с конкурентами. В тот рейс я был в отпуске. Буквально за два часа до трагедии связывался по радио со сменным капитаном. Лоцман, который вывел судно на риф, потом даже не скрывал своей вины. Теплоход затонул на глубине 43 метра на расстоянии 800-900 метров от берега. Такая гибель случайной не бывает».
Гибелью флагмана Балтийского морского пароходства (БМП) накануне партийного съезда, конечно же, заинтересовался Комитет государственной безопасности СССР. В Веллингтон, где проходило предварительное следствие по делу о крушении, прибыли «официальные лица». Удалось ли сотрудникам КГБ найти подтверждение факта диверсии, неизвестно. Однако интересно уже то, что сегодня и московское, и санкт-петербургское отделения ФСБ отрицают наличие в своих архивах дела о крушении «Михаила Лермонтова».

Не секрет, что на каждом пассажирском судне, ходившем в рейсы за пределы страны, находились несколько работников КГБ в должности пассажирских помощников. Они, конечно, принимали участие в служебном расследовании, проведенном в 1986 году комитетом. Однако пассажирскому помощнику с «Лермонтова», уже 15 лет не работающему в системе КГБ, даже через 19 лет после крушения ФСБ не дает разрешение на интервью от лица сотрудника органов госбезопасности.





Министерство транспорта Новой Зеландии в неимоверно короткие сроки провело предварительное следствие. Сославшись на то, что все обстоятельства выяснены предварительным следствием, министерство транспорта приняло решение не проводить официальное расследование. Также было решено не возбуждать уголовное дело против лоцмана. Ходили не лишенные оснований слухи о том, что отказ от официального расследования министерства транспорта Новой Зеландии был продиктован давлением советской стороны, почему-то упорно не желавшей доводить дело до открытых слушаний в суде. В апреле того же, 1986 года ленинградский городской суд признал виновным в крушении «Михаила Лермонтова» старшего помощника капитана Сергея Степанищева и приговорил его к четырем годам исправительных работ с отсрочкой приговора и приостановкой на этот период действия дипломов судоводителя. Его также обязали заплатить компенсацию БМП в размере двадцати тысяч рублей.

В 1987 году австралийский суд рассмотрел больше сотни исков своих граждан против туристической фирмы Charter Travel Co. Ltd (СТС) и БМП. Все дела бывших пассажиров «Михаила Лермонтова» были выиграны истцами, а суммы компенсаций каждому пассажиру оценивались в 20–30 тысяч долларов США. Через два года после крушения СТС и БМП подали в Австралийский Верховный Суд иск на правление Мальбороского порта о возмещении потери судна, потери наема/фрахта, а также стоимости репатриации команды и перекачки нефти из затонувшего лайнера. Сумма иска составляла более 45 миллионов долларов США. Однако до открытого слушания дело не дошло и на этот раз. Судебный процесс завершился в августе 1989 года конфиденциальным урегулированием, по которому истец соглашался на компенсацию в размере 2,75 миллиона долларов США. Текст урегулирования был обнародован только через десять лет после суда, так как содержал пункт о неразглашении.

Круиз без страховки

Какие же факты несложного на первый взгляд дела о крушении «Михаила Лермонтова» скрываются за запретами ФСБ и пунктом о неразглашении судебного урегулирования? Почему советские адвокаты согласились на размер компенсации, в семнадцать раз меньший суммы предъявленного иска?


материалы конфиденциального урегулирования по иску о возмещении потери судна, опубликованные лишь в 1999 году



Возможно, чиновники и адвокаты пароходства не осознавали истинных обстоятельств крушения. Если они полагались на формулировку рапорта предварительного следствия, провозглашавшую «абсолютную бесспорность установленных фактов», то члены правления Мальбороского порта, в том числе Дон Джеймисон, знали, что произошло в заливе Порт-Гор в действительности. Хотя они и признавали, что могут нести ответственность за первичное повреждение корабля, однако, по их мнению, корабль не должен был затонуть. Ответственность за гибель судна правление возлагало на российского капитана, не пославшего запрос о помощи или не сделавшего всего возможного для спасения лайнера. Это предположение могло быть доказано на судебном процессе при помощи показаний заслуживающих доверия свидетелей. Найти доказательства было не очень сложно. Расшифровки радиопереговоров, рапорты водолазов, фотодокументы и свидетельства очевидцев были доступны.
Вероятно, оказавшись лицом к лицу с возможностью обнародования на открытом судебном процессе показаний, существенно отличающихся от официальной версии, адвокаты российской компании согласились на сумму, гораздо меньшую стоимости судна.



Что же могло быть поставлено в вину капитану? В первую очередь открытые в момент столкновения водонепроницаемые двери между переборками судна. Они были закрыты по его приказу лишь через пять минут после удара о скалу. Этого времени, вероятно, было достаточно для попадания воды в такое большое количество отсеков, что живучесть судна оказалась под угрозой. Корабль кренился на правый борт, в связи с чем официальной была версия удара о камни правым бортом. Однако 12-метровая пробоина находится в левом борту затонувшего лайнера, в чем можно убедиться хоть сегодня, спустившись с аквалангом в заливе Порт-Гор на 40-метровую глубину. Не является ли такое расхождение фактов и трактовки событий следствием незапертых водонепроницаемых дверей?



Еще одной загадкой была оценка расстояния, на которое судно подошло к берегу в заливе Порт-Гор. В показаниях членов экипажа фигурируют 8 кабельтовых (1,5 км), тогда как в показаниях лоцмана, пассажиров и на фотоснимках зафиксировано расстояние около 200 метров. В такой ситуации для спасения лайнера достаточно было отдать носовой якорь, но этого сделано не было. Почему? Позже корабль был отнесен от берега в более глубокие воды залива.

Как это ни парадоксально, но флагманский корабль пассажирского флота БМП не был застрахован. Выигранных в суде 2,75 миллиона долларов хватало лишь на то, чтобы расплатиться по искам пассажиров, корабль же был утерян без какой-либо компенсации. Эту ситуацию объясняли тем, что страховать суда в СССР не было принято из-за единого собственника страховых компаний и судов – государства. Однако даже в те годы существовал «Ингосстрах», который страховал за границей все, что необходимо. БМП же просто поскупилось. В последнем круизе не были застрахованы даже пассажиры. Парадоксом было и то, что компания СТС была английской только по форме, а по сути – советской, купленной на подставных английских лиц и зарабатывавшей полновесные инвалютные рубли.



Здравствуй, страна героев...

«В Веллингтоне пару дней мы прожили в прекрасной гостинице, радуясь содержимому холодильников, высматривая себя в выпусках теленовостей, – рассказывает Людмила Шатилова. – Видимо, устав говорить, что в целях экономии из холодильников брать ничего нельзя, наше начальство переселило часть экипажа в спортзал. Там мы спали на полу, застеленном гимнастическими матами, вплоть до перелета в Сингапур 21 февраля».


в апреле 1986 года был осужден на четыре года исправительных работ старший помощник капитана Сергей Степанищев

«Из Веллингтона мы вылетели в Сидней самолетом местных авиалиний, – продолжает Валерий Воронов. – В Сиднее пересели на «боинг-747». Там к нам отнеслись как к нормальным пассажирам, понимали, что летит экипаж погибшего судна. Напитки разносили. Выпили все, что было. В Сингапуре пересели в наш аэробус «Ил-86», самый модный в то время. Но отношение к нам было уже совсем другим: стюардессы ходили надутые. Мы понять не могли, почему экипаж наш, русский, а никто с нами не разговаривает. Ни «здравствуйте», ни «до свидания». Потом кто-то из стюардесс объяснил: им запретили с нами общаться. Везли нас военными аэродромами. В Пакистане не выпускали из самолета, и мы в жару просидели в салоне под дулами автоматов все время заправки. Прилетели в Ташкент, бегом через залы, чтобы нас никто из знакомых не увидел. О гибели теплохода здесь никто не знал. Будто не было этого крушения. В паспорте моряка у нас значилось: пункт отхода – Ленинград, пункт прихода – Ташкент...»
«После перелета по маршруту Сингапур–Ханой–Калькутта–Карачи–Ташкент–Ленинград приземлились в аэропорту Пулково, – продолжает Людмила Шатилова. – После океанического лета дома нас ждала русская зима с двадцатиградусным морозом и еще более холодная встреча. У трапа самолета стоял автобус, в котором всем прибывшим предложили одеться в теплые вещи. Транспорт, очевидно, пригнали из ближайшей тюрьмы, так как он был полон стеганых ватников, огромных валенок и шапок-ушанок. Ими мало кто воспользовался, что очень удивило встречавших старших офицеров. «А что же вы, девочки, раздетые? Вам же там одежду привезли!»

«Наш барабанщик Васькин вышел в белых ботиночках, светло-голубых брюках, белой рубашке, – вспоминает Валерий Воронов. – На улице минус двадцать, а он во всем этом такой загорелый, красивый. Почти за всеми знакомые, родственники приехали, а ему нужно было к Московскому вокзалу, и он оделся во все это. Представьте себе сильно загорелого человека в белых тапочках, синих штанах, шапке-ушанке и фуфайке. Он стал клиентом всех милиционеров, шагу не мог ступить без проверки документов. Чуть не в КПЗ сажали. Ему нельзя было говорить, что он член экипажа затонувшего судна. Ведь страна героев, как так можно? Не было никакой катастрофы...»


_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 21, 2008 11:56 am 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
black jack
best friend of site


Зарегистрирован: 17.04.2008
Сообщения: 350
Откуда: minsk


 Ответить с цитатой  
19 "President Coolidge" Vanuatu Вануату

В октябре 1942 года в Вануату, у Espiritu Santo ушел под воду другой 22000 пассажирский лайнер "Presidenr Coolidge", переоорудованный в годы второй мировой войны в корабль для перевозки десанта. Корабль подорвался на мине и ушел под воду на глубину 65 метров, однако верхние надствойки находятся всего на 20м глубины.
http://www.youtube.com/watch?v=Cyify2Gb5NI
Судно длинной 198 метров лежит в наклонном положении на дне, на глубине от 18 до 73 метров. Корабль перевозил военное снаряжение, и теперь его палубы и дно вокруг усеяны ящиками с винтовками и боеприпасами. Лежат здесь и джипы. Сохранность судна очень высока, что делает его посещение чрезвычайно интересным. Он мало, в чем уступает знаменитым “Тислегорму” или “Зенобии”. А с учетом меньшего количества туристов, является даже более интересным.



Около этих же островов находится и другой американский корабль – эскадренный миноносец, подорвавшийся на им же самим установленной мине. Недалеко от столицы Вануату – Порта Вила лежат сразу четыре судна. Все находятся на доступных глубинах.

Следует заметить, что Вануату знамениты не только своими “реками”, но и дельфиньими заповедниками.




_________________
Не забывайте ГОЛОСОВАТЬ за сайт нажав кнопку на главной странице!

Сообщение Вс Сен 21, 2008 1:28 pm 
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
  Показать сообщения:      

Forum Jump:
Перейти:  

Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 2

На страницу 1, 2  След.

Forum Rules:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

 

Last Thread | Next Thread  >